
Основные параметры поперечного профиля 4 категории прописаны в СП34.13330 (см. таблицу 5.9). Если вкратце, то они следующие:
- Полос для движения – 2;
- Ширина одной полосы движения – 3,0 м (при этом краевая сюда не входит);
- Ширина обочины – 2,0 м (вот тут уже краевая входит в эту ширину, также тут входит полоса укрепления засевом трав).
Обочина состоит из:
- краевой полосы – 0,5 м. (полоса для предотвращения разрушения края покрытия. Конструкция данной полосы такая же, как и по основному ходу);
- укрепленной части обочины – 1,0 м;
- полоса, укрепленная растительным слоем – 0,5 м.
По поводу укрепленной части обочины растительным слоем, технически на объекте выполнять ее сложно. Поэтому многие проектные организации стараются ее не включать в проект. Об этом я подробно писал в статье по укреплению обочин
Поперечный уклон поперечного профиля 4 категории
Уклон проезжей части для поперечного профиля 4 категории определяем по таблице 5.13 СП34.13330. Он зависит от дорожно-климатической зоны.

При этом если покрытие щебеночное или гравийное, уклон проезжей части составляет 25-30 ‰.
Уклон обочины равен 30-40 ‰ при условии, что она с укреплением вяжущего (например, битум). 40-60 ‰ если обочина из гравия или щебня. Прибровочная часть обочины (та что укреплена засевом трав) устраивается с клоном 50-60 ‰.
Откосы земляного полотна поперечного профиля 4 категории
Крутизна откосов задается относительно высоты насыпи. При высоте насыпи до 2 метров, крутизна откоса составляет 1:3. При высоте насыпи выше 2х метров, откос уже будет 1:1,5 (смотрим пункт 7.27 СП34.13330).

При необходимости откос можно сделать и круче при высоте насыпи до 2х метров. Но при этом необходимо предусмотреть барьерное ограждение для безопасности. Ну и обоснование этому должно быть весомое, так как иначе экспертиза не примет, особенно если это реконструкция, при которой можно увеличивать существующий отвод земли.
Примерная конструкция дорожной одежды при ремонте 4 категории

Ремонт автомобильной дороги 4 категории – это либо усиление существующего покрытия (добавление верхнего слоя покрытие) либо просто замена верхнего слоя (не рекомендуется, делается в редких случаях)
Ну и немного о том, какую конструкцию обычно применяют в ремонте 4 категории:
- Верхний слой стандартный, как обычно, самый экономически выгодный (А 16ВТ; А22 ВТ; ЩМА-16; ЩМА-22; SP-16Т; SP-22T)
- Выравнивающий слой так же из асфальтобетонной смеси.
- Фрезерование существующего покрытия. (рекомендуется не больше 5 см)
Важно: Весь конструктив необходимо подтверждать расчетом. В данном случае это пример, со случайными существующими параметрами
Пример объемов работ ремонта дороги 4 категории
Стандартный набор позиций объемов работ следующий:
- Фрезерование сущ. а/б покрытия фрезой 1000мм на глубину до 5 см с погрузкой в автосамосвалы и транспортировкой до 3 км во временный бурты с последующей обратной погрузкой экскаватором емкостью ковша 1,25м3 в автосамосвалы и транспортировкой до 2 км на досыпку обочин — м2/м3
- Очистка от пыли и грязи существующего, а/б покрытия — м2
- Розлив битума БНД 100/130 0,7л/м2 — м2
- Санация трещин в асфальтобетонном покрытии битумно-герметизирующей мастикой с применением комплекта машин для разделки швов и плавильно-заливочной машины — м2
- Устройство выравнивающего слоя из асфальтобетона А16 Нн по ГОСТ Р 58406.2-2020 толщиной hmin=0,04м асфальтоукладчиком 2-го типоразмера — м2/м3/т
- Розлив битума БНД 100/130 0,3л/м2 — м2
- Устройство слоя покрытия из асфальтобетона А16 Вн по ГОСТ Р 58406.2-2020 толщиной h=0,04м асфальтоукладчиком 2-го типоразмера- м2/м3/т
Пример конструкции дорожной одежды на поперечном профиле 4 категории

- Слой покрытия из асфальтобетонной смеси А16Вл по ГОСТ Р 58406.2-2020 на битуме БНД 100/130 по ГОСТ 33133-2014 h-0,05м
- Верхний слой основания из щебеночно-песчаной смеси ЩПС С5 по ГОСТ 25607-2009 h-0,23м
- Нижний слой основания из щебеночно-песчаной смеси ЩПС С5 по ГОСТ 25607-2009 h-0,30м
- Подстилающий слой из песка мелкого с содержанием пылевато-глинистой
фракции 5% по ГОСТ 32824-2014 с коэффициентом фильтрации не менее 2м/сут h-0,26м
Важно: Так как все грунты разные, необходимо делать расчет конструкции дорожной одежды индивидуально, на каждую дорогу.