
Поперечный профиль 3 категории имеет согласно СП34.13330 следующие параметры:
- Количество полос движения – 2
- Ширина одной полосы движения – 3,5 м (краевая не входит в полосу движения)
- Ширина обочины – 2,5 м (тут учитывается краевая и полоса укрепления засевом трав)
Обочина состоит из:
- Краевой полосы – 0,5 м. (полоса, которая предотвращает разрушение кромки покрытия. Конструкция дорожной одежды краевой полосы идентична конструкции основного направления);
- Укрепленной части обочины – 1,5 м;
- Полоса, укрепленная растительным грунтом – 0,5 м.
Так как на практике осуществить конструктив в виде укрепления обочины из щебня и ПРС сложно, то проектом часто не предусматривают полосу укрепления засевом трав. Об этом я подробно писал в статье по укреплению обочин
Откосы земляного полотна поперечного профиля 3 категории
При высоте насыпи до 3 метров, откосы земляного полотна необходимо выполнять с крутизной 1:4 более 3х метров 1:1,5 (п. 7.27 СП34.13330)

В этом пункте есть кстати приписка, что откос можно делать и круче, с наибольшей крутизной согласно таблице 7.3
Важно: Увеличение крутизны откоса предусматривает устройство барьерного ограждения для безопасности движения. Поэтому доказать увеличение крутизны откоса очень сложно, особенно при реконструкции.
Поперечный уклон поперечного профиля 3 категории
Уклон покрытия определяем по таблице 5.13 из СП34.13330 в зависимости от дорожно-климатической зоны

Обочина имеет следующий улон — 30-40 ‰ это в случае укрепления вяжущим (например, битум). 40-60 ‰ при щебеночной или гравийной обочине. Прибровочная часть обочины (полоса, укрепленная ПРС) устраивается с клоном 50-60 ‰
Пример ремонта конструкции дорожной одежды на поперечном профиле 3 категории

Ремонт обычно заключается в усилении существующего покрытия. Бывает конечно просто замена верхнего слоя, но рекомендуется все же усиление.
Стандартная конструкция усиления существующего покрытия дороги 3ей категории следующая:
- Покрытие из асфальтобетонной смеси (А 16ВТ; А22 ВТ; ЩМА-16; ЩМА-22; SP-16Т; SP-22T)
- Выравнивающий слой из асфальтобетонной смеси.
- Фрезерование существующего покрытия. (рекомендуется не больше 5 см)
Важно: Все элементы необходимо подтверждать расчетом. Это всего лишь пример, со случайными существующими параметрами
Пример объемов работ ремонта дороги 3 категории
Стандартный набор позиций объемов работ следующий:
- Фрезерование сущ. а/б покрытия фрезой 1000мм на глубину до 5 см с погрузкой в автосамосвалы и транспортировкой до 4 км во временный бурты с последующей обратной погрузкой экскаватором емкостью ковша 0,65м3 в автосамосвалы и транспортировкой до 4 км на укрепление обочин с разравниванием бульдозером до 20м — м2/м3
- Очистка от пыли и грязи существующего, а/б покрытия — м2
- Розлив битума БНД 100/130 0,7л/м2 (доставка автогудронатором) — м2
- Устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси А 22 ОТ по ГОСТ Р 58406.2-2020 толщиной hmin=0,07м — м2/м3/т
- Розлив битума БНД 100/130 0,3л/м2 (доставка автогудронатором) — м2
- Устройство верхнего слоя покрытия из асфальтобетонной смеси А 16 ВТ по ГОСТ Р 58406.2-2020 толщиной h=0,05м (асфальтоукладчик II типоразмера) — м2/м3/т
Пример конструкции дорожной одежды на поперечном профиле 3 категории

- Верхний слой покрытия — ЩМА-22 по ГОСТ Р 58406.1-2020, h-0,07м
- Нижний слой покрытия — Асфальтобетон А22Нт, ГОСТ Р 58406.2-2020, h-0,08м
- Нижний слой основания — Щебень фракционированный 31,5..63 мм с заклинкой фракционированным мелким щебнем 4..8мм и 8..16мм, ГОСТ 32703-2014, h-0,16м
- Дополнительный слой основания — Щебеночно-песчаная смесь 0/31,5, по ГОСТ Р 70458-2022 с Кф ≥ 2м/сут, h-0,70м
Важно: Как и с примером ремонта тут также необходимо подтверждать все расчетом. На расчет очень сильно влияет существующий грунт земляного полотна.