Построение продольного профиля трассы

Давайте немного поговорим о построении продольного профиля. Конечно же это желательно делать в специализированной программе, но бывают такие моменты, когда необходимо сдать исполнительную документацию, а этих программ нет. В таких случаях можно обойтись с помощью AutoCAD. Что такое продольный профиль можно почитать в прошлой статье, также полезно знать об элементах продольного профиля. Давайте теперь поговорим о том, как его запроектировать. Рассматривать пример проектирования будем на продольном профиле автомобильной дороги. Но данный метод актуален для продольного профиля по газопроводу, инженерной сети и т.д. Так как все продольные профили имеют общий принцип, и отличаются лишь боковиками.

Отметка продольного профиля трассы

Точка начала и конца определяются согласно существующего рельефа. Чаще всего это либо точка рельефа, в случае если идет сопряжение с существующей дорогой, либо профиль приподнимают над существующей поверхностью, но в данном случае необходимо устройство призмы схода на существующую поверхность.
Сам же профиль должен быть приподнят над существующим рельефом на высоту снегонезаносимости

Расчет снегонезаносимости

Руководящая отметка высоты насыпи назначается из условия снегонезаносимости в соответствии с п.7.34 СП 34.13330.2021 по формуле:

h=hs+∆h+∆,

hs- расчетная высота снегового покрова с вероятностью 5%, м; (обычно данную информацию можно найти в отчетах по изысканиям).

∆h — возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова, необходимое для ее снегонезаносимости (1,2 для дорог I категории, 0,7, 0,6, 0,5 для категорий II, III, IV соответственно).

∆ — разница отметок между бровкой земляного полотна и осью автодороги.

Также возвышение должно обеспечивать устойчивость и прочность земляного полотна согласно СП 34.13330.2021. Таблица представлена ниже

условия снегонезаносимости
Наименьшее возвышение поверхности покрытия дороги

Построение продольного профиля трассы

Для того, чтобы сделать продольный профиль необходимо понять принцип построения и заполнить боковик.

Построение продольного профиля трассы
Принципы построения продольного профиля
  1. План трассы или линейного объекта. Отображается в виде прямой линии, в местах поворота (закругления) линия прерывается прямоугольником. Над линией указывается расстояние прямой вставки. В прямоугольнике указывается радиус поворота и угол поворота.
  2. Это расстояние для последующих значений таких как отметки. Стандартно расстояние делается с шагом 5, 10, 20 метров. Также расстояние может быть, в переломных моментах земли. Например, от точки к точки.
  3. Высотная отметка земли. Определяется согласно интерполяции в плане. В данном случае на 1-ом пикете это точка между 169,20 и 170,10
Построение продольного профиля трассы
План с отметками для продольного профиля
  1. Профиль существующей земли по оси трассы. Построение выполняется согласно отметкам рельефа (позиция 3)
  2. Прямые и кривые вставки красного профиля (позиция 7). Если ось в данном месте прямая, то указывается прямая линия с расстоянием и уклоном. Если изогнутая, то показывается дугой с указанием радиуса и длины окружности.
  3. Высотная отметка красного профиля (позиция 7). Отметки можно посчитать, отмеряя от черного профиля, а также с помощью формул, представленных в статье Вертикальные кривые продольного профиля
  4. Красная линия. Построение можно выполнять с помощью AutoCAD (полилиния), затем сопрягаем ее с помощью функции сопряжение, и задаем радиус в командной строке (не забываем про масштаб)
Построение продольного профиля трассы
Построение продольного профиля в AutoCAD
  1. Так же можно учитывать и принципы построения вертикальных кривых в продольном профиле если возникают трудности
  2. Рабочие отметки. Получаются путем вычитания от отметок земли (поз. 3) вычитаем отметки оси дороги (поз. 6) если значение положительное, то отметка выше оси, отрицательное, то ниже оси.
  3. Ординаты. Это линии от профиля до сетки. Линии располагаются в переломных местах профиля и оси трассы.
  4. Геологический разрез профиля. На нем указываются скважины и какой грунт.
  5. Левый и правый кювет. Тут все просто, строиться по аналогии построения профиля оси трассы, но уже по дну кювета.
  6. Тип поперечного профиля. На каждой дороге есть типовые поперечные профиля, они и указываются в данной сетке, привязываясь к расстоянию.
Оцените статью
Добавить комментарий