Часто сталкиваюсь с тем, что многих проектировщиков посещает мысль с вопросом: «какую выбрать программу для проектирования автомобильных дорог?». И этим вопросом кстати задаются не только новички, а даже опытные, на случай, а вдруг там лучше. Ну и скажу сразу я буду отталкиваться от своего личного опыта, поэтому могу и ошибаться в выводах так что это всего лишь мнение.

AutoCAD Civil 3D vs Топоматик Robur vs КРЕДО Дороги vs IndorRoad
На рынке не так уж и много представлено программ проектирования автомобильных дорог. Поэтому и вариантов не так много. Civil 3D или Robur или Indor или КРЕДО, в этот список можно было бы ещё включить nanoCAD с модулем, поддерживающим дороги. Но на момент написания данной статьи он ещё настолько сырой, что сами представители испугались услышав, что мы хотим его попробовать. (Если же ситуация изменилась, то дайте знать).
AutoCAD Civil 3D
Начнём, наверное, с самой известной программы и не очень известного дополнительного модуля к ней. Данная программа не плохо справляется с дорогами новыми и площадными объектами. Была сильно распространена в ген планах и особенно была популярна в проектировании карьерных дорог. Например, если бы вы планировали устроиться на работу проектировщиком автомобильных дорог в сфере добычи нефти, газа или алмазов то Civil был обязательным. Сейчас в связи с обстоятельствами ухода AutoCAD популярность спала и данные компании переходят на более доступный софт.
Так же недостатком данной программы в том, что она плохо приспособлена к реалиям стран СНГ. Хоть там и есть типовые штампы подходящим под наши госты, но вот большинство ведомостей там отсутствуют. Поэтому сделать капитальный ремонт, например с помощью 3d civil еще та задачка со звёздочкой. Поэтому она очень плохо подходит для ремонтов, капитальных ремонтов и реконструкций.
Главный плюс civil 3d в том, что он силен в BIM технологиях. А также один из первых поддерживал данный этап развития отрасли.
Топоматик Robur

Наверное, одна из самых дешевых программ из данного списка. Как по мне Robur не плохая программа, на ней можно сделать и ремонт, и реконструкцию (Хотя как по мне для ремонта удобнее использовать другой софт). Из плюсов так же то, что все чертежи почти сразу готовы к публикации. Программа много времени экономит на оформлении, даже поперечники можно выстроить и подготовить к печати уже в самой программе. Из минусов могу выделить то, что ремонт делать в этой программе не так удобно. Но при этом и цена не слишком высокая. Из плюсов — это наличие уроков по данной программе в свободном доступе. При этом качество данных уроков на высоте, конкуренты же за такую информацию берут дополнительную плату.
IndorRoad
Не сильно отличается по возможностям от предыдущей программы, кроме BIM построения. На сколько мне известно они одни из первых начали продвигать эти возможности в России для автомобильных дорог. Ну и как итог они имеют отличный результат именно в BIM технологиях. Результат не такой, конечно, как у Civil, но тоже не плохой.
КРЕДО Дороги

Тоже не плохая программа для проектирования, не такая интуитивно понятная как предыдущие, но функционал у нее не слабый. Раньше бы я ее не стал советовать, так как стоимость по сравнению с конкурентами была не адекватная. Сейчас конечно все еще много, но уже конкурентная. Что мне в ней не нравиться? Это оформление готового результата. На оформление тех же поперечников можно потратить большое количество времени, в то время как Robur это делает практически на автомате сам. Но вот делать, например в этой программе ремонт для меня удобнее всего. По BIM они уступают IndorRoad, но результат уже более-менее приемлемый. Тут можно подготовить итоговую модель для сдачи, и в большинстве случаях она будет нормальная. Но моменты были, что приходилось дорабатывать в сторонних программах.
BIM проектирование в автомобильных дорогах
По поводу BIM, все ранее описанные программы могут сделать первоначальную модель для загрузки в экспертизу. И, наверное, в 95% случаях данная модель будет принята, так как на данный момент для линейных объектов с BIM все сложно.
Но бывает и такое что необходимо модель подкорректировать, тогда придется обращаться за помощью в другой софт.
SYNCHRO – Иностранная программа, предназначенная как раз для линейных объектов. Стоит дорого, решил ее упомянуть ее так как она была в числе первых. Кто-то даже в ней работал, но уже есть аналоги, которые дешевле, а по функциональности не хуже.
С-Инфо – Российская программа. Можно отредактировать модель и даже выкинуть по ней данные для дальнейшего редактирования в редакторе (credo, indor, robur).
Ну и самый бюджетный вариант (бесплатный) — blender с аддоном Bonsai. Можно отредактировать свойства, поправить саму 3d модель. Но данных выкинуть для софта ад уже не получиться. Так же из минусов то, что он сильно зависит от ресурсов компьютера. Моя видеокарта с 8gb памяти может потянуть только 4-5 км дороги. Больше уже начинаются вылеты, глюки и т.д.
Напомню еще раз. Это программы редактирования уже готовой 3d модели, которую можно создать в программах, описанных в первой части статьи
EXE файл для модели автомобильных дорог
Встречал и такое, что заказчик требует exe файл модели. В данном случае я бы использовал один из следующих софтов: Unigine, Unreal engine, Unity.
По Unreal engine можно найти множество учебной информации в свободном доступе. Unigine местный производитель, который тоже часто используется в таких проектах
Подводим итоги сравнения
Что могу сказать в итоге. Из всех программ я бы не стал рассматривать Civil именно для проектирования автомобильных дорог. Для BIM моделей подойдет любая выше описанная программа (если нужна идеальная BIM модель все равно придется использовать (С-Инфо, SYNCHRO или другие аналоги).
Если речь идет о промышленных дорогах или генеральном плане, то тут Civil будет не плох, но учитывайте, что компания ушла из России, и есть те, кто от нее уже отказался.
Для ремонтов мне больше всего нравиться функционал Кредо дороги.
Новое строительство, то тут нравиться как справляется Robur
Для BIM проектирование не плохо подходит Indor.
Ну, а вообще в любой из программ можно выполнить те или иные задачи, чтобы сделать проект полностью. Так что тут выбор скорее дело вкуса, а по возможностям они плюс минус одинаковые.