4 категория автомобильной дороги

4 категория автомобильной дороги
Поперечный профиль 4 категории

Основные параметры 4 категории автомобильной дороги согласно СП34.13330:

  • Расчетная скорость движения – 80км/ч;
  • Число полос движения – 2шт;
  • Ширина полосы движения – 3,0м;
  • Ширина обочины – 2,0м;
  • Краевая полоса – 0,5м;
  • Наибольший продольный уклон — 60‰;
  • Наименьший радиус в плане – 300м;
  • Наименьший радиус выпуклой в продольном профиле – 5000м;
  • Наименьший радиус вогнутой в продольном профиле – 2000м.

Допускается уменьшать обочину до 1 м при условии прохождения дороги по ценным землям и в горной местности. В моей практике встречалось всего пару моментов, когда экспертиза пропускала уменьшение обочины. Один из случаев это дорога вдоль захоронения мамонтов. Во всех остальных случаях уменьшение обочины не разрешалось, даже с учетом частных земельных участков.

Про поперечный профиль 4 категории можно почитать в прошлой статье.

Откосы насыпи 4 категории автомобильной дороги

Крутизна откосов насыпей
Таблица 7.3 — Наибольшая крутизна откосов насыпей — СП34.13330

Откос насыпи при высоте до 2ух метров 1к3. Откос можно делать более пологим (таблица 7.3 СП34.13330) но при этом необходимо обеспечить безопасность. Например, в виде барьерного ограждения. При высоте насыпи более 2ух метров откос также назначаем согласно таблице 7.3. Если высота насыпи более 6-ти метров, то откос будет с разным заложением, до 6ти метров один и более 6ти метров другой.

План 4 категории автомобильной дороги

4 категория автомобильной дороги
План 4 категории автомобильной дороги

Как описывал ранее Наименьший радиус в плане – 300м. При этом в пересеченной местности расчетную скорость можно снижать до 60 км/ч, а это уже 150 м. В горной местности до 40 км/ч и тут радиус уже равен 60м. В продольном профиле при 60 км/ч радиус выпуклой и вогнутой равен 2500 и 1500м соответственно. Для 40 км/ч 1000 и 1000м.

Если радиус кривой в плане составляет менее 1000 м. необходимо предусматривать уширение с внутренней стороны проезжей части согласно таблицы 5.16 СП34.13330

Таблица 5.16 - Уширение проезжей части автомобильных дорог
Таблица 5.16 — Уширение проезжей части автомобильных дорог

Если радиус кривой менее 1999 м то тогда предусматривается вираж согласно таблицы 5.14 СП34.13330

Таблица 5.14 - Поперечные уклоны проезжей части на виражах
Таблица 5.14 — Поперечные уклоны проезжей части на виражах

Уширение и уклон виража отгоняются на переходных кривых

Конструкция дорожной одежды на 4 категории автомобильных дорог

Есть 2 вида покрытия дорожных одежд переходного типа и облегченного

Пример облегченного типа конструкции

4 категория автомобильной дороги
Конструкция дорожной одежды для 4 категории облегченного типа
  • Слой покрытия — Асфальтобетон А16Вл, ГОСТ Р 58406.2-2020, h-0,06м;
  • Верхний слой основания — Щебень фракционированный 31,5..63 мм с заклинкой фракционированным мелким щебнем 4..8мм и 8..16мм, ГОСТ 32703-2014, h-0,18м;
  • Нижний слой основания — Щебеночно-песчаная смесь 0/63, по ГОСТ Р 70458-2022 h-0,38м;
  • Дополнительный слой основания — песок с содержанием пыл.-глин. фракции не более 5% с коэффициентом фильтрации не менее 2м/сут, по ГОСТ 32824-2014, h-0,25м.

Пример переходного типа конструкции

4 категория автомобильной дороги
Конструкция дорожной одежды для 4 категории переходного типа
  • Слой покрытия- Щебеночно-песчаная смесь С1, ГОСТ 25607-2009, h-0,20м;
  • Слой основания — Щебень фракционированный 31,5..63 мм с заклинкой мелким щебнем, ГОСТ 32703-2014, h-0,51м;
  • Дополнительный слой основания — Щебеночно-песчаная смесь С5 с
    коэффициентом фильтрации не менее 2м/сут, ГОСТ 25607-2009, h-0,20м;
  • Рабочий слой — песок мелкий с содержанием пылевато-глинистой фракции
    5% по ГОСТ 25100-2020 2 группы пучинистости, h-0,16м

Это приблизительная конструкция дорожной одежды. Для каждой дороги необходимо делать индивидуальный расчет, в зависимости от грунта

Оцените статью
Добавить комментарий