
Основные параметры 4 категории автомобильной дороги согласно СП34.13330:
- Расчетная скорость движения – 80км/ч;
- Число полос движения – 2шт;
- Ширина полосы движения – 3,0м;
- Ширина обочины – 2,0м;
- Краевая полоса – 0,5м;
- Наибольший продольный уклон — 60‰;
- Наименьший радиус в плане – 300м;
- Наименьший радиус выпуклой в продольном профиле – 5000м;
- Наименьший радиус вогнутой в продольном профиле – 2000м.
Допускается уменьшать обочину до 1 м при условии прохождения дороги по ценным землям и в горной местности. В моей практике встречалось всего пару моментов, когда экспертиза пропускала уменьшение обочины. Один из случаев это дорога вдоль захоронения мамонтов. Во всех остальных случаях уменьшение обочины не разрешалось, даже с учетом частных земельных участков.
Про поперечный профиль 4 категории можно почитать в прошлой статье.
Откосы насыпи 4 категории автомобильной дороги

Откос насыпи при высоте до 2ух метров 1к3. Откос можно делать более пологим (таблица 7.3 СП34.13330) но при этом необходимо обеспечить безопасность. Например, в виде барьерного ограждения. При высоте насыпи более 2ух метров откос также назначаем согласно таблице 7.3. Если высота насыпи более 6-ти метров, то откос будет с разным заложением, до 6ти метров один и более 6ти метров другой.
План 4 категории автомобильной дороги

Как описывал ранее Наименьший радиус в плане – 300м. При этом в пересеченной местности расчетную скорость можно снижать до 60 км/ч, а это уже 150 м. В горной местности до 40 км/ч и тут радиус уже равен 60м. В продольном профиле при 60 км/ч радиус выпуклой и вогнутой равен 2500 и 1500м соответственно. Для 40 км/ч 1000 и 1000м.
Если радиус кривой в плане составляет менее 1000 м. необходимо предусматривать уширение с внутренней стороны проезжей части согласно таблицы 5.16 СП34.13330

Если радиус кривой менее 1999 м то тогда предусматривается вираж согласно таблицы 5.14 СП34.13330

Уширение и уклон виража отгоняются на переходных кривых
Конструкция дорожной одежды на 4 категории автомобильных дорог
Есть 2 вида покрытия дорожных одежд переходного типа и облегченного
Пример облегченного типа конструкции

- Слой покрытия — Асфальтобетон А16Вл, ГОСТ Р 58406.2-2020, h-0,06м;
- Верхний слой основания — Щебень фракционированный 31,5..63 мм с заклинкой фракционированным мелким щебнем 4..8мм и 8..16мм, ГОСТ 32703-2014, h-0,18м;
- Нижний слой основания — Щебеночно-песчаная смесь 0/63, по ГОСТ Р 70458-2022 h-0,38м;
- Дополнительный слой основания — песок с содержанием пыл.-глин. фракции не более 5% с коэффициентом фильтрации не менее 2м/сут, по ГОСТ 32824-2014, h-0,25м.
Пример переходного типа конструкции

- Слой покрытия- Щебеночно-песчаная смесь С1, ГОСТ 25607-2009, h-0,20м;
- Слой основания — Щебень фракционированный 31,5..63 мм с заклинкой мелким щебнем, ГОСТ 32703-2014, h-0,51м;
- Дополнительный слой основания — Щебеночно-песчаная смесь С5 с
коэффициентом фильтрации не менее 2м/сут, ГОСТ 25607-2009, h-0,20м; - Рабочий слой — песок мелкий с содержанием пылевато-глинистой фракции
5% по ГОСТ 25100-2020 2 группы пучинистости, h-0,16м
Это приблизительная конструкция дорожной одежды. Для каждой дороги необходимо делать индивидуальный расчет, в зависимости от грунта